Лингвистические термины
Регулирование аспектов функционирования языка или языков в официальных сферах. В задачи Я.з. не входит регламентирование неофициального межличностного общения. Я.з. реализуется в отдельных статьях Конституции, в специальных законах о языках, указах, государственных программах, являясь средством сознательного воздействия общества на язык.
Нормативные акты могут:
1) относиться к какому-либо отдельному уровню функционирования языка;
2) регулировать применение языка или языков в обществе;
3) регламентировать использование языка или языков в сфере начального, среднего, высшего образования, судопроизводства, административной деятельности, транспорта и др.;
4) запретить использование какого-либо языка в официальных сферах общения;
5) придать языкам правовой статус государственного, официального, поощряемого.
Например, в РФ языки распределяются по следующим рубрикам:
а) государственные;
б) официальные;
в) языки коренных малочисленных народов РФ;
г) языки с неопределенным статусом.
Я.з. выполняет следующие функции:
1) создает условия для языковой интеграции общества;
2) защищает языковые права личности;
3) способствует устранению базы для возникновения языковых конфликтов.
Непродуманное Я.з.:
1) способствует социальной напряженности;
2) ведет к дезинтеграции общества;
3) приводит к языковым конфликтам
Я.з. действует только на территории своего государственного образования.
Понятия лингвистики
Регулирование аспектов функционирования языка или языков в официальных сферах. В задачи Я.з. не входит регламентирование неофициального межличностного общения. Я.з. реализуется в отдельных статьях Конституции, в специальных законах о языках, указах, государственных программах, являясь средством сознательного воздействия общества на язык. Нормативные акты могут:
1) относиться к какому-либо отдельному уровню функционирования языка;
2) регулировать применение языка или языков в обществе;
3) регламентировать использование языка или языков в сфере начального, среднего, высшего образования, судопроизводства, административной деятельности, транспорта и др.;
4) запретить использование какого-либо языка в официальных сферах общения;
5) придать языкам правовой статус государственного, официального, поощряемого. Например, в РФ языки распределяются по следующим рубрикам:
а) государственные;
б) официальные;
в) языки коренных малочисленных народов РФ;
г) языки с неопределенным статусом.
Я.з. выполняет следующие функции:
1) создает условия для языковой интеграции общества;
2) защищает языковые права личности;
3) способствует устранению базы для возникновения языковых конфликтов.
Непродуманное Я.з.:
1) способствует социальной напряженности;
2) ведет к дезинтеграции общества;
3) приводит к языковым конфликтам. Я.з. действует только на территории своего государственного образования.
Социолингвистика
Регулирование различных аспектов функционирования языка (языков) в официальных сферах общения. Реализуется в отдельных статьях Основного закона (Конституции), в принятии специальных законов о языке(ах), указах, государственных программах. Является средством сознательного воздействия общества на язык. Нормативные акты могут относиться к какому-л. отдельному уровню функционирования языка, напр., регулируют использование графики, орфографии, в том числе правила написания отдельных слов: напр., петровские реформы были связаны с изменением стиля начертания букв (гражданский шрифт заменил славянскую вязь), исключением из графической системы некоторых букв (ж «юс большой», «юс малый» и йотированные юсы ) и др.; орфографическая реформа 1917-1918 гг. отменила использование некоторых греческих букв: i («и десятеричное»), Ъ «ять», а в области орфографии, в частности, написание «ъ» после твердых согласных в конце слова; постановление 1944 г. отменяло обязательное употребления буквы ё. Кроме того, Я.з. может носить более общий характер и регулировать применение языка(ов) в обществе, основываясь на реальных общественных потребностях и традициях и/или согласуясь с задачами национально-языковой политики. Так, Я.з. устанавливает правила софункционирования языков в многонациональном и многоязычном обществе, регламентирует, в частности, использование языка(ов) в сфере начального, среднего, высшего образования, судопроизводства, административной деятельности, тарнспорта и др. Я.з. может ограничивать использование какого-л. языка(ов) в некоторых официальных сферах общения, напр., запретить его применение в сфере образования, в сфере административной деятельности и т. п. Одним из способов языкового регулирования является придание языкам правового статуса государственного, официального, поощряемого. В России в соответствии с законодательно приданным им правовым статусом языки распределяются по следующим рубрикам: государственные, официальные языки, языки коренных малочисленных народов РФ, языки с неопределенным статусом.
Реализация законов о языках должна сопровождаться созданием кадровой и материальной базы.
Регулируя сферы применения и функциональную нагрузку языков-компонентов соответствующей социально-коммуникативной системы в различных сферах общения, Яз. создает условия для языковой интеграции общества, защищает языковые права личности, способствует устранению базы для возникновения языковых конфликтов или, напротив, непродуманное Яз. способствует социальной напряженности, ведет к языковой и социальной дезинтеграции общества, к языковым конфликтам.
Действие Я.з. распространяется только на официальные регулируемые коммуникативные сферы: в его задачи не входит регламентирование неофициального межличностного общения. Я.з. действует только на территории данного государственного образования (ср. решение Украины ввести в русском языке употребление предложной конструкции в Украине вм. русск. на Украине).
См. также: Государственный язык, Обустройство языковой реальности, Правовой статус языка, Языки коренных малочисленных народов РФ, Языковая политика, Языковые права личности
Полезные сервисы